Направления для тем итогового сочинения в 2021/22 учебном году
Успешное написание итогового сочинения является для выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации. Оценивается оно по системе «зачет»/«незачет». Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы. В новом учебном году проведение итогового сочинения планируется в основной срок 1 декабря 2021 года, в дополнительные — 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года.
Пять открытых направлений тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание – вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Единый государственный экзамен - 2021
Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Федеральные документы
График обработки экзаменационных материалов основного периода ЕГЭ в 2021 году
Приказ от 12 апреля 2021 года №163/472 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного и среднего общего образования по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году"
Приказ от 12 апреля 2021 года №161/470 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2021 году"
Приказ от 22 марта 2021 года №113 "Об особенностях заполнения и выдачи аттестатов о среднем общем образовании в 2021 году"
Приказ от 16 марта 2021 года №105/307 "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году"
Приказ от 5 октября 2020 года №546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов"
Региональные документы
Приказ №588 от 19.05.2021 года "Об утверждении состава руководителей, членов государственной экзаменационной комиссии, организаторов, технических специалистов, ассистентов и медицинских работников пунктов проведения экзамена для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году"
Приложения к приказу №588 от 19.05.2021 года
Приказ №570 от 17.05.2021 года "Об утверждении перечня пунктов проведения экзаменов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2021 году"
Приказ №530 от 11.05.2021 года "Об обеспечении безопасности проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году"
Приказ №465 от 19.04.2021 года "Об утверждении Порядка осуществления общественного наблюдения при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Амурской области"
Приказ №420 от 13.04.2021 года "О проведении апробации единого государственного экзамена по учебным предметам "Информатика и ИКТ" в компьютерной форме, "Обществознание", "Английский язык"
Документы отдела образования администрации в Архаринском районе
Приказ №174 от 19.05.2021 года "Об организации и проведении единого государственного экзамена в 2021 году на территории Архаринского района"
Приказ №167 от 13.05.2021 года "Об обеспечении безопасности проведения государственной итоговой аттестации в 2021 году"
Приказ №146 от 27.04.2021 года "Об обеспечении соблюдения режима информационной безопасности при хранении и выдаче экзаменационных материалов для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования"
Приказ №125 от 21.04.2021 года "О проведении апробации единого государственного экзамена по учебным предметам "Информатика и ИКТ" в компьютерной форме, "Обществознание", "Английский язык"
Приказ №113 от 01.04.2021 года "О проведении итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"
Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году
«Забвению не подлежит» – исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности.
«Я и другие» – человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой».
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» – культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом.
«Время перемен» – тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством.
«Разговор с собой» – внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования, вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести.
Порядок проведения итогового сочинения (изложения):
Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее, чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).
Регистрация обучающихся для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится на основании их заявлений в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования.
Регистрация лиц, перечисленных в п. 2.2 Порядка (выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающие образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, лица со справкой об обучении) проводится в отделе образования администрации Архаринского района по адресу: п. Архара, ул.Ленина, 89. Режим работы: понедельник-пятница, с 08.00 до 17.00 ч., перерыв с 12.00 до 13.00 ч.
Сроки проведения: итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (02.12.2020 г.), первую среду февраля (03.02.2021 г.) и первую рабочую среду мая (05.05.2021 г.).
Внимание! Изменились сроки проведения итогового сочинения. Приказ №6651/1156 от 24.11.2020.
Более подробно с порядком проведения итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться здесь: Приказ Министерства образования и науки Амурской области от 29.10.2020 г. № 1173 "Об утверждении Порядка организации и проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Амурской области в 2020/21 учебном году». В приложении № 1 к приказу Минобрнауки Амурской области от 29.10 2020 № 1173 размещен "ПОРЯДОК организации и проведения итогового сочинения (изложения) как условия допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Амурской области в 2020/21 учебном году", в приложении № 2 к приказу Минобрнауки Амурской области от 29.10. 2020 № 1173 "Места регистрации выпускников прошлых лет на участие в итоговом сочинении (изложении) в 2020/21 учебном году".
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-21 уч. году
Сборник отчетных форм сочинения (изложения) в 2020-21 уч. году
Сборник отчетных форм сочинения (изложения).xls
О сроках, местах и порядке информирования о результатах итогового сочинения (изложения),
Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Государственная итоговая аттестация - 2021
О сроках и местах подачи заявлений на сдачу ГИА, местах регистрации на сдачу ЕГЭ
Заявления об участии в ГИА подаются до 1 февраля включительно:
- обучающимися - в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования;
- экстернами - в образовательные организации по выбору экстернов;
- выпускниками прошлых лет – в отдел образования администрации Архаринского района.
Материалы по 14 предметам, которые сдаются в формате ОГЭ, размещены на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) https://fipi.ru/
Для проведения ОГЭ в 2020 году КИМ были обновлены с учетом перехода на проведение экзаменов по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
В проекты КИМ 2021 года внесен ряд изменений:
✔ В ОГЭ по математике за счёт объединения уменьшилось количество заданий. Некоторые задания заменены, а также изменилась их последовательность.
✔ В ОГЭ по литературе изменилась нумерация заданий, их количество увеличилось с 4 до 5: добавился анализ самостоятельно выбранного фрагмента произведения.
✔ В ОГЭ по истории увеличилось количество заданий с кратким ответом.
✔ В экзамене по иностранному языку поменялись разделы 1 (аудирование) и 4 (письменная речь).
✔ В ОГЭ по биологии количество заданий уменьшилось.
✔ ОГЭ по физике увеличилось число заданий с развёрнутыми ответами и расширилось содержание экспериментальных заданий.
✔ Изменилась часть заданий в экзаменационной работе по химии.
✔ А вот ОГЭ по русскому языку, географии и информатике остались прежними.
Расписание ЕГЭ-2021
Дата проведения | Предмет |
31 мая (понедельник) | география, литература и химия |
3 июня (четверг) | русский язык |
4 июня (пятница) | русский язык |
7 июня (понедельник) | математика профильного уровня |
11 июня (пятница) | история, физика |
15 июня (вторник) | обществознание |
18 июня (пятница) | биология, иностранный язык (письменная часть) |
21 июня (понедельник) | иностранный язык (устная часть) |
22 июня (вторник) | иностранный язык (устная часть) |
24 июня (четверг) | информатика, ИКТ |
25 июня (пятница) | информатика, ИКТ |
28, 29 июня, 2 июля | резервные дни |
Регистрация участников ЕГЭ в 2021 году
О сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций
Участники ГИА имеют право подать в Конфликтную комиссию в письменной форме апелляции о нарушении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и (или) о несогласии с выставленными баллами.
Апелляцию о нарушении Порядка участник экзамена подает в день проведения экзамена по соответствующему учебному предмету члену ГЭК, не покидая ППЭ.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами, в том числе по результатам перепроверки экзаменационной работы, подается в течение двух рабочих дней, следующих за официальным днем объявления результатов экзамена по соответствующему учебному предмету.
Участники ГИА или их родители (законные представители) на основании документов, удостоверяющих личность, подают апелляцию о несогласии с выставленными баллами в образовательные организации, которыми они были допущены к ГИА; выпускники прошлых лет- - в отдел образования администрации Архаринского района, где были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, а также в иные места, определенные ОИВ.
По решению ГЭК подача и (или) рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными баллами организуются с использованием информационно-коммуникационных технологий при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с оцениванием результатов выполнения заданий экзаменационной работы с кратким ответом, нарушением участником экзамена требований Порядка и неправильным заполнением бланков ЕГЭ и ГВЭ.